Последнее обновление: 28.07.2016

Copyright © "Петербургский НИПИГрад"
2005-2010


ЗАО «Петербургский НИПИГрад» ведет свою историю с начала 50-х годов, когда функционировавший в рамках Ленгорисполкома отдел Генерального плана города был выведен за пределы органа власти и преобразован в Мастерскую №1 института «Ленпроект». В 1972 году Мастерскую возглавил Валентин Федорович Назаров. Основной костяк коллектива Мастерской №1, как и ее руководитель, не менялись на протяжении многих лет, несмотря на происходившие в постперестроечные времена преобразования: в конце 80-х гг. Мастерская №1 была преобразована в Институт Генерального плана Ленинграда и Ленинградской области (ЛенНИПИ Генплана), в середине 90-х – в ЗАО «Петербургский НИПИград». Ведущими сотрудниками этого коллектива были разработаны три генеральных плана Ленинграда-Петербурга (1966, 1987 и 2005 гг.). Важной особенностью этих документов является непрерывность планировочных решений и верность петербургским традициям градостроительного проектирования. В дальнейшем, при разработке проектов, развивающих стратегические идеи генпланов, особое внимание уделялось системности подхода к решаемым задачам, четкой координации временного (5-летние планы строительства), территориального (проекты детальной планировки) и отраслевого (транспорт, инженерная инфраструктура и т.д.) аспектов планирования. При этом большое значение придавалось также экологической составляющей градостроительной деятельности. Одним из крупных проектов Института явилась Комплексная схема охраны окружающей среды.

Институтом накоплен богатый опыт математического моделирования градостроительных процессов. Значительным достижением в этой области стали научно-проектные разработки в области моделирования развития транспортной системы города. В рамках подготовки Генеральной схемы организации движения транспорта и пешеходов и Комплексной транспортной схемы развития Ленинграда (проект получил Государственную премию) был сформирован комплекс моделей и программ, которые позволяли рассчитывать матрицы межрайонных пассажирских корреспонденций, прогнозировать распределение пассажирских и транспортных потоков. При расчетах учитывались ограничения на пропускную способность элементов сети, взаимовлияние различных видов транспорта.

Для разработки Генеральной схемы планировочной организации Ленинграда и использования его подземного пространства были выполнены модельные разработки, позволяющие сравнивать варианты размещения всех видов строительства на территории города.

Еще одна модель, позволяющая оценивать последствия градостроительных преобразований, была построена и использована при разработке Проекта детальной планировки исторических районов Ленинграда. Главной задачей моделирования было обоснование выбора градостроительной политики реконструкции. Модель, учитывающая различные социальные факторы и определяющая потери капитального фонда, как и затраты, связанные с преобразованиями, в том числе на развитие транспортной сети, обеспечила выбор варианта реконструкции, обеспечивающего максимальное сохранение исторического наследия города.

Математическая модель, позволяющая сравнивать различные градостроительные стратегии развития города и области, была создана в Институте в рамках разработки Единого Генерального плана развития Ленинграда и Ленинградской области (1987 г.). Данная модель позднее была успешно применена в Армении при разработке Генерального плана Еревана и Ереванской агломерации.

Сотрудники Института внесли солидный вклад в создание основ информационной системы Ленинграда-Петербурга. В разработанной ими модели планировочной структуры города была определена первичная информационная ячейка - базисный квартал, которая позволила формировать информационные массивы любого уровня агрегирования. В настоящее время на основе этой структуры в Комитете по градостроительству и архитектуре функционирует Информационная система обеспечения градостроительной деятельности. Информационная единица «базисный квартал» была принята за основу формирования Государственного кадастра недвижимости.

Еще одной крупной разработкой Института, которая имела важные практические последствия, была экономическая оценка городской территории. В работе по оценке был задействован весь комплекс математического и программного обеспечения транспортно-градостроительных расчетов. Эта работа положила начало созданию в Санкт-Петербурге (и в России) методики массовой оценки городской территории для целей налогообложения.

В период становления в России рынка недвижимости Институт был вовлечен в работу по формированию новых, рыночных принципов градостроительного планирования. Она охватывала все направления проектного действия – от целеполагания на уровне города как субъекта Российской Федерации до регламентирования застройки земельных участков. Совместно с Леонтьевским центром социально-экономических исследований Институт участвовал в разработке Стратегического плана Санкт-Петербурга. В рамках финансируемого Всемирным банком реконструкции и развития проекта Институт проводил маркетинговые исследования, имевшие целью определить наиболее эффективные, с позиций инвестирования, способы использования территории исторического центра Петербурга.

Ведущие специалисты института приняли самое активное участие в создании правовой основы градостроительного регулирования в России. Силами Института был подготовлен проект закона «О регулировании градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге».

В начале 2000-х гг. Институт первым в России осуществил разработку генерального плана города (Генеральный план Санкт-Петербурга, 2005 г.) в соответствии с новым для страны документом - Градостроительным кодексом РФ. Помимо мер, направленных на развитие градостроительной системы Петербурга (рационализация структуры землепользования, принципиальное улучшение транспортной системы и т.д.), новый Генеральный план определил принципы охранного регулирования градостроительной деятельности, а именно - была сформирована система охранных зон:
  • зоны охраны историко-архитектурных памятников;

  • зоны регулирования строительной деятельности;

  • зоны охраняемого ландшафта.

В составе работ по Генеральному плану Санкт-Петербурга в Институте была осуществлена разработка Территориальной информационно-аналитической системы «Генеральный план Санкт-Петербурга». Цель создания системы – информационно-техническое обеспечение мониторинга реализации Генерального плана.

Генплан города послужил основой подготовки «Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга». Эту работу также осуществил ЗАО «Петербургский НИПИград». Как в 2005 году - Генеральный план, так в 2009 году «Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга» были утверждены Законодательным собранием города как Закон Санкт-Петербурга. При подготовке «Правил» был использован уникальный информационно-программный комплекс «Силуэт Санкт-Петербурга», разработанный ЗАО «Петербургский НИПИград» совместно со специалистами Санкт-Петербургского экономико-математического института РАН. С его помощью возможно осуществлять построение зон видимости высотных сооружений, перспективных изображений и панорам из произвольно выбранных точек, построение поверхности ограничения восприятия высоты застройки. Методические приемы, которые легли в основу решений, реализованных в составе комплекса, были использованы при разработке Высотного регламента как составной части «Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга». Именно в этом важнейшем правовом документе в наибольшей мере удалось провести идею сохранения исторического облика великого города, заключенного, прежде всего, в его силуэте.

За последние годы Институт подготовил большое число проектов планировки и проектов межевания отдельных территорий Петербурга и Ленинградской области. Среди петербургских проектов наиболее значительными являются следующие:
  • российско-китайский проект по развитию Юго-Западной Приморской части Санкт-Петербурга (многофункциональный комплекс «Балтийская жемчужина»);

  • проект планировки Крестовского острова;

  • проект планировки Петровского острова;

  • проект планировки территории зоны влияния аэропорта «Пулково»;

  • проект планировки территории жилого комплекса «Северная долина»;

  • ряд крупных планировочных проектов в курортной зоне Петербурга.

Среди областных работ следует выделить комплекс проектов планировки и проектов межевания, выполненных для города Сосновый Бор. Главной особенностью этих работ было использование принципа систематического, или сплошного, межевания. Общим итогом явилось то, что практически для всей застроенной территории города Сосновый Бор были сформулированы предложения по рациональному межеванию. На основе и с учетом этих предложений большинство земельных участков города было поставлено на кадастровый учет.

ЗАО «Петербургский НИПИград» выполняет также широкий спектр проектных работ, связанных с развитием транспортной системы поселений. Работы ведутся для разных стадий проектирования – от транспортных разделов в проектах планировки и межевания отдельных территорий до комплексных транспортных схем городов. В этом направлении Институт имеет широкую российскую географию выполненных работ.

Одно из направлений деятельности Института – разработка территориальных информационных систем. Разработанная в 2000-2003 гг., совместно со специалистами Леонтьевского Центра социально-экономических исследований, Единая справочно-информационная система «Развитие территории и недвижимости Санкт-Петербурга» (ЕИСТ) ориентирована на предоставление территориально распределенной информации для потенциальных инвесторов. Эта уникальная для своего времени разработка получила высокую оценку российских и зарубежных специалистов.