Последнее обновление: 28.07.2016

Copyright © "Петербургский НИПИГрад"
2005-2010

  • Портрет города
  • Ретроспектива
  • Охрана историко-культурного наследия
  • Охрана окружающей среды
  • Социально-экономические предпосылки
  • Пространственная организация
  • Функциональное зонирование территории
  • Развитие транспортной системы
  • Развитие инженерной инфраструктуры
  • Санитарная очистка территории
  • Санитарная очистка города

  • Пространственная организация

    ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Сложившаяся на протяжении трех веков пространственная структура Санкт-Петербурга принципиально определена следующими двумя элементами:
    • ландшафтно-градостроительный каркас – очертания устья Невы с ее дельтой, природный «амфитеатр» вокруг Приневской низменности, образуемый окружающими город с севера, востока и юга возвышенностями высотой до 120 метров;

    • историческая система поселений, тесные связи внутри которой сформировали три основные планировочные направления: северо-западное, юго-западное и юго-восточное.

    Важной отличительной чертой петербургской системы расселения является наличие открытых пространств между ядром мегаполиса и окружающими его малыми историческими городами, имеющими свою специализацию (курортную, дворцово-парковую, производственную, оборонную), свои центры и характерные особенности городской среды. Подобная пространственная организация, обеспечивающая благоприятное соотношение освоенных и естественных природных территорий, есть признак устойчивости системы расселения. Взятая под охрану ЮНЕСКО петербургская система расселения не только создает богатый образ мегаполиса как многообразного пространства, но и предоставляет возможность широкого выбора условий для разных видов деятельности и проживания.

    Общая площадь всех поселений (с территорией ядра мегаполиса) составляет около 70 тыс. га. Межселенные территории имеют примерно такую же площадь.

    С южной стороны, на небольшом расстоянии от ядра мегаполиса, расположены, в основном, крупные пригороды, имевшие до недавней административной реформы статус городов (Колпино, Пушкин, Павловск, Петергоф); с северной стороны – преимущественно небольшие поселения, за исключением двух более крупных – Сестрорецка и Зеленогорска.

    Асимметричность моноцентрической планировочной системы Санкт-Петербурга обусловлена, прежде всего, окраинным положением петербургской системы расселения по отношению к России. Все основные коммуникации (грузовые, пассажирские, энергетические, информационные) входят в регион и его центр с юга и юго-востока. Северо-восточные связи региона усложнены ввиду наличия мощной водной преграды – Финский залив, Нева, Ладожское озеро, Свирь, Онежское озеро. В связи с этим юго-восточный сектор Санкт-Петербургской агломерации имеет больше предпосылок для развития, чем северо-восточный.

    Ядро мегаполиса (собственно Санкт-Петербург) имеет ярко выраженную концентрическую структуру. Отчетливо выделяется исторический центр, занимающий острова в дельте Невы. Он включает в себя ядро городского центра (наиболее интенсивно освоенную и завершенную часть центра Санкт-Петербурга) и примыкающие к ядру центра промышленно-селитебные территории центральных районов.

    Исторический центр окружен почти сплошным промышленно-селитебным поясом, площадь которого превосходит площадь исторического центра.

    В свою очередь этот пояс окружен самым массивным поясом – селитебным поясом массовой застройки советского периода.

    За пределами селитебного пояса в границах субъекта Федерации находятся территории, отнесенные в Генеральном плане к следующим типам:
    • внешние промышленные территории,

    • территории пригородных поселений (исторически сложившихся городов и поселков),

    • свободные от застройки лесные и сельскохозяйственные территории.

    По отношению к ядру городского центра наиболее урбанизированные территории распространяются в юго-восточном направлении, где преобладают производственные и жилые территории. В северо-западном направлении и на южном побережье Финского залива более характерны зоны рекреационного использования.

    Главные характеристики пространственной структуры Санкт-Петербурга задает градостроительный каркас мегаполиса – система основных транспортных магистралей, узлов и примыкающих к ним территорий наиболее активного и многообразного освоения и использования. От ядра городского центра расходятся «лучи» каркаса, причем наиболее отчетливо они выражены в южном направлении.

    Композиционным центром мегаполиса, во многом определившим место его зарождения и пространственную структуру, является водное пространство – Нева с ее дельтой и восточная часть Финского залива (Невская губа). Акватория выполняет разнообразные функции: транспортные, рекреационные, а также эстетические, связанные с формированием городского ландшафта и образа города.

    Основными недостатками сложившейся пространственной организации территории Санкт-Петербурга являются следующие:
    • большая доля нежилых территорий в общей структуре землепользования (в том числе в центральных районах),

    • значительная концентрация производственных территорий вокруг исторического Центра;

    • слабое развитие градостроительного каркаса на территориях, расположенных между ядром исторического центра и Финским заливом.

    Серьезным препятствием на пути совершенствования пространственной организации Санкт-Петербурга в настоящее время является несовпадение границы города как субъекта Федерации с фактической границей Петербургской агломерации.

    ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ

    Развитие пространственной структуры Санкт-Петербурга направлено на оптимизацию системы «расселение населения – размещение мест приложения труда», повышение транспортной связности городских территорий в пределах как ядра мегаполиса, так и мегаполиса в целом, а также на устранение негативного влияния сложившегося землепользования на окружающую среду.

    Наиболее существенным ограничением при преобразовании пространственной структуры мегаполиса является необходимость защиты ценных в историко-культурном плане расселенческих структур от реальной угрозы поглощения их зонами возможной урбанизации. С учетом этого, в качестве важнейшей задачи по развитию пространственной макроструктуры Санкт-Петербурга Генеральный план рассматривает обеспечение территориальной автономности исторических малых городов путем сохранения «разрывов» между ними и урбанизированной застройкой – в виде межселенных территорий, лесных угодий, систем водотоков и акваторий. Это позволит не допустить утраты контраста между средой ядра мегаполиса, других населенных пунктов и их открытым окружением и гарантировать, тем самым, узнаваемость города.

    Другими ограничениями развития пространственной структуры выступают особо ценные природные территории и элементы градостроительного каркаса мегаполиса.

    Прогнозируемый рост численности населения и повышение показателя жилобеспеченности до 35 кв.м/чел. к 2025 г. требуют прироста урбанизированных территорий в размере 18 тыс. га. Освоение новых территорий планируется преимущественно в юго-восточном и северо-западном направлениях.

    В период 2015-2025 гг. Генеральный план предусматривает также освоение новых намывных территорий в восточной части Финского залива:
    • вдоль трассы Западного скоростного диаметра – к западу от Васильевского о-ва (сооружение пассажирского морского паромного терминала, жилая застройка) и Канонерского о-ва (развитие Морского порта);

    • вдоль Комплекса защитных сооружений (дамбы).

    Основные решения по оптимизации пространственной структуры Санкт-Петербурга связаны с развитием его градостроительного каркаса – преимущественно на направлениях главных осей общей планировочной структуры:

    1. расширение основного узла градостроительного каркаса – ядра городского центра:

      • вдоль берегов Невы и протоков Невской дельты с освобождением прибрежных территорий от промышленности и строительством на берегах Невы общественно-деловых и жилых комплексов;

      • в южном направлении – вдоль проспекта Стачек, Московского проспекта и продолжения Измайловского проспекта и вдоль Лиговского проспекта;

      • в западном направлении – с формированием новых общественно-деловых зон на побережье Финского залива у стадиона им. Кирова, на Васильевском о-ве в устье р. Смоленки, в районе Шкиперского протока.

    2. дальнейшее развитие градостроительного каркаса на сопряженных с ядром городского центра территориях по оси «север – юг»;

    3. развитие каркаса в узлах пересечения планируемой трассы «Московское шоссе – Западный скоростной диаметр – Приморское шоссе» с иными магистралями;

    4. формирование крупных узлов общественно-делового профиля на основных въездах на территорию ядра мегаполиса;

    5. формирование общественно-деловых центров в районах массовой жилой застройки, новых межселенных многофункциональных центров.

    Заметное влияние на пространственную структуры Санкт-Петербурга является решение Генерального плана о создании нового линейно-узлового центра федерального значения вдоль Волхонского шоссе, а также общественно-делового центра в районе Пулково – Царское Село.

    Ожидается, что наиболее активные изменения в пространственной структуре Санкт-Петербурга произойдут в связи с реализацией двух крупнейших транспортных проектов. Ввод в эксплуатацию Кольцевой автомобильной дороги сделает привлекательными для развития огромные массивы земель, расположенные вдоль нее. Строительство Западного скоростного диаметра совместно с намывом территорий в восточной части Финского залива резко повысит связность территорий мегаполиса, что послужит импульсом дальнейшего развития города в западном направлении.