Последнее обновление: 28.07.2016

Copyright © "Петербургский НИПИГрад"
2005-2010

  • Портрет города
  • Ретроспектива
  • Охрана историко-культурного наследия
  • Охрана окружающей среды
  • Социально-экономические предпосылки
  • Пространственная организация
  • Функциональное зонирование территории
  • Развитие транспортной системы
  • Развитие инженерной инфраструктуры
  • Санитарная очистка территории
  • Санитарная очистка города

  • Развитие транспортной системы
    ВНЕШНИЙ ТРАНСПОРТ

    Важнейшая стратегическая задача в развитии системы грузового внешнего транспорта – переход от простой перевалки и транспортировки грузов к оказанию логистических сервисных услуг на основе сопутствующих операций и системного развития терминально-складских и дистрибутивных функций.

    МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ

    Решения по развитию территорий морского транспорта приняты на основе прогноза перспективных объемов грузовых перевозок Санкт-Петербурга и оценки мировых тенденций роста перевозок морским транспортом. За основу принят рост к 2025 г. грузовых перевозок Большого порта Санкт-Петербурга до 120 млн. т.

    Генеральный план предусматривает, что для строительства новых грузовых портовых комплексов будут осваиваться территории, прилегающие к существующим комплексам на южном побережье Финского залива (Ломоносов, Бронка) и на острове Котлин (в гавани «Литке»). Кроме того, в перспективе планируется развитие новых портовых территорий вдоль южного участка Комплекса защитных сооружений – с внутренней стороны Невской Губы.

    Для освоения быстро растущих объемов пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге намечено строительство морских пассажирских терминалов:
    • на Васильевском острове со строительством нового комплекса на намывной территории;

    • в Петродворце (терминал «Купеческая гавань»). Комплекс может рассматриваться как аванпорт Морского вокзала с возможностью приема крупных морских пассажирских судов.

    РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ

    Взаимодействие работы речного транспорта с другими видами внешнего транспорта к 2025 г. должно вырасти: с морским транспортом – на треть, с автомобильным – вдвое. Особую проблему для речного транспорта представляют ограничения пропуска судов через Невские мосты. Одно из решений проблемы содержится в предложении о строительстве в перспективе судоходного канала между Ладожским озером и Финским заливом (например, на основе водной системы реки Вуоксы на севере Ленинградской области).

    Предусматриваются работы по реконструкции и развитию Невского грузового района с развитием причального фронта.

    Прогнозируемое двойное увеличение потока пассажиров к 2025 г. требует сооружения новых причалов с удлинением общего причального фронта существующего Речного вокзала на пр. Обуховской обороны. Для организации обслуживания пассажирских связей речным транспортом с выходом в акватории Финского залива (пригородные перевозки в Зеленогорск, Выборг, Петродворец и внешние – Таллинн, Рига, Хельсинки) намечено строительство нового речного вокзала морских линий в северо-западной части Васильевского острова и нового корабельного фарватера по прямому продолжению существующего.

    ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

    По прогнозу, суммарный объем пассажирских перевозок аэропорта «Пулково» к 2015 г. составит 8 млн. пассажиров в год; к 2025 году – 11,8 млн. пассажиров в год.

    Для обеспечения необходимого уровня обслуживания пассажиров предусматриваются следующие мероприятия по развитию инфраструктуры аэропорта:
    • строительство нового международного терминала «Пулково-3» с пропускной способностью 2000 пассажиров в час;

    • строительство гостиницы и бизнес-центра с автостоянками и подъездными дорогами;

    • строительство нового грузового терминала.

    ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

    Железнодорожный комплекс Санкт-Петербурга обслуживает 10 направлений.

    По прогнозу, общий объем грузовых перевозок петербургского железнодорожного узла по сравнению с 2003 г. увеличится к 2015 г. в 2 раза, к 2025 г. –в 2,6 раза и составит 211 млн. т и 264 млн. т, соответственно.

    Принципиальные решения по развитию железнодорожного узла:
    • строительство железнодорожных обходов Санкт-Петербурга для выноса транзитного грузового движения за пределы города;

    • вынос железнодорожных грузовых дворов за пределы центральной части города;

    • организация в рамках создания Международного транспортного коридора «Север-Юг» скоростного пассажирского движения по направлению Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва через Ладожский вокзал.

    АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

    На автомобильный транспорт приходится значительная доля внешних грузовых перевозок Санкт-Петербурга. В частности, в перевозках грузов Большого порта Санкт-Петербурга доля его участия составляет около 30% и имеет тенденцию роста. По прогнозу, суммарный объем грузовых перевозок автомобильным транспортом увеличится с 23 млн. т в 2003 г. до 50 млн. т в 2015 г., и до 72 млн. т в 2025 г., в том числе международных – с 17 млн. т до 37 млн. т и до 56 млн. т, соответственно.

    В целях совершенствования организации внешних грузовых перевозок автомобильным транспортом Генеральный план предусматривает дальнейшее развитие системы терминальных комплексов и логистических центров. Предполагается, что терминально-складская инфраструктура будет развиваться внутри каждой нежилой зоны города.

    ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ

    Годовой объем пассажирских перевозок всеми видами транспорта в Санкт-Петербурге в настоящее время составляет 3,32 млрд. пассажиров, в том числе на наземных видах транспорта – 50,3%, на метрополитене – 25,2%, по железной дороге – 2,8%, на легковом индивидуальном транспорте – 21,7%.

    Структурную основу системы городского пассажирского транспорта Санкт-Петербурга составляет метрополитен, главной задачей которого является обеспечение связи периферийных районов города с Центром, а также между собой.

    С начала 90-х годов установилась тенденция ежегодного сокращения объемов предоставленных населению транспортных услуг. Это связано с устойчивым ростом в городе уровня обеспеченности индивидуальным автотранспортом.

    Прогноз перспективных объемов перевозок всеми видами массового пассажирского транспорта учитывал динамику численности населения, а также рост транспортной подвижности населения.

    МАССОВЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ

    Генеральный план предусматривает, что развитие системы городского пассажирского транспорта будет осуществляться на базе следующих основных принципов:
    • обеспечение приоритета массового общественного транспорта перед индивидуальным;

    • сокращение средних затрат времени на трудовые поездки в один конец до 45-50 мин., максимальных – до 60 мин.

    Проектируемая система городского массового пассажирского транспорта ориентирована на взаимоувязанную работу скоростных видов рельсового транспорта: метрополитена, пригородно-городских железнодорожных линий, линий трамвая с ускоренным режимом движения и нового вида пассажирского транспорта – надземного экспресса.

    В общественном транспорте предпочтение отдается экологически чистому – рельсовому транспорту, а именно: метрополитену и скоростному трамваю.

    В числе первоочередных задач развития рельсового транспорта:
    • строительство Фрунзенского, Красносельского, Приморского радиусов метро; участка кольцевой линии – от станции «Выборгская» до станции «Василеостровская»; а также участка от станции «Сенная» до Театральной площади;

    • строительство станции «Адмиралтейская», а также дополнительных наклонных ходов и вестибюлей на станциях «Балтийская», «Василеостровская», «Спортивная», «Петроградская», «Выборгская», «Сенная»;

    • строительство (реконструкция) трамвайных линий с ускоренным режимом движения: от станции метро «Купчино» до площади Восстания; от станции метро «Ладожская» до железнодорожной станции Ржевка; от станции метро «Кировский завод» до Стрельны и других, общей протяженностью 50,6 км;

    • строительство нового вида пассажирского транспорта – надземного экспресса – из района Сосновой поляны до станции метро «Обухово», протяженностью 19,2 км.

    Суммарная протяженность линий метро, намеченных к строительству до 2015 года, равняется 41,5 км. Общая длина линий метро в Санкт-Петербурге составит 142 км.

    Дальнейшее развитие сети метро до 2025 г. будет осуществляться путем продления существующих линий, строительства новых диаметров в Приморский и Красногвардейский районы, завершения строительства кольцевой линии – с доведением суммарной протяженности линий метро до 215 км.

    ПРИГОРОДНО-ГОРОДСКИЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

    В целях улучшения системы пригородно-городских пассажирских перевозок Генеральный план предусматривает ряд мер относительно разных видов транспорта.

    Для активного вовлечения внутригородских участков железных дорог в пассажирские перевозки Генплан планирует комплекс мероприятий по преобразованию железнодорожного узла Санкт-Петербурга из тупикового в сквозной путем реконструкции Северного железнодорожного полукольца и организации по нему движения электропоездов.

    Намечено строительство новых автобусных вокзалов – у Ладожского вокзала, в северной и южной зонах города – со специализацией пригородных автобусных перевозок по направлениям. Планируется возобновление активного использования речного транспорта для организации экскурсионно-прогулочных поездок между Санкт-Петербургом и пригородами Курортной зоны и южного побережья Финского залива. Этому будет способствовать намечаемое строительство на Васильевском острове нового пассажирского речного вокзала морских линий

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ АВТОТРАНСПОРТ

    При прогнозировании уровня обеспеченности индивидуальным автотранспортом в Санкт-Петербурге на 2015 год учитывалась динамика этого показателя в городе за последнее десятилетие, а также соответствующие тенденции в крупных западноевропейских городах. В Генеральном плане показатель обеспеченности индивидуальным автотранспортом принят в размере 350 авт./чел.

    С целью снижения автомобильной нагрузки на Центр города Генеральный план предусматривает реализацию целого комплекса градостроительных, экономических, административных мероприятий, в том числе – создание системы «перехватывающих» автостоянок возле ряда станций метрополитена и обустройство инфраструктуры хранения и парковки легковых автомобилей.

    УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ

    В качестве важнейших задач на 2015 год, связанных с развитием улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, Генеральный план выделяет следующие:
    • развитие системы автомагистралей скоростного и непрерывного движения в обход центральных районов города, в том числе – по трассе Западного скоростного диаметра, набережных Обводного канала, по набережным правого берега реки Невы и Большой Невки;

    • строительство Западного скоростного диаметра по намеченной трассе с выходом его северного участка на автодорогу «Скандинавия» и южного – на Пулковское и Московское шоссе;

    • развитие автомагистралей широтного направления в южной части города с путепроводными развязками на пересечении с Московской и с Витебской железнодорожными линиями;

    • сооружение двух новых мостов через Неву в створе Большого Смоленского проспекта ив створе 22-23-й линий Васильевского о-ва., а также нового моста через реку Малую Неву для улучшения транспортных связей Петроградского района с Васильевским островом;

    • строительство нового транспортного тоннеля под Невой в створе Пискаревского проспекта;

    • комплексное использование подземного пространства под разнообразные транспортные функции, включая движение и стоянки легковых автомобилей.

    Заложенные в решения Генерального плана 370 км скоростных трасс в расчете на 1 кв.км территории Санкт-Петербурга дают удельный показатель, превышающий среднеевропейское значение, равное 0,4 км/кв.км. Это сделано не столько в расчете на реализацию в пределах расчетного срока Генплана, сколько с целью резервирования территорий, что формирует основы для устойчивого развития города в будущем.