Последнее обновление: 28.07.2016

Copyright © "Петербургский НИПИГрад"
2005-2010

К списку публикаций

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ АРХИТЕКТОРОВ ЛЕНИНГРАДА

Архитектор В. А. КАМЕНСКИЙ
Председатель Правления Ленинградского отделения
Союза советских архитекторов

Более четверти века ленинградские архитекторы вели созидательную работу в нашем городе. Они с увлечением решали задачи мирного времени, с гордостью сознавая большую честь сложить своим искусством великому народу, любимому городу.
Война потребовала крутого перелома всей творческой практики архитекторов. Если до войны мы были заняты планировкой городов, созданием ансамблей улиц и площадей, строительством общественных зданий, жилых домов, промышленных предприятий, то во время войны значительная часть архитекторов ушла в ряды доблестной Красной Армии, а оставшиеся в городе стали проектировать и строить газо- и бомбоубежища, руководить маскировкой жизненно важных объектов, строительством оборонительных рубежей и выполнять ряд других оборонных работ.
Десятый пленум Правления Союза советских архитекторов СССР в своей резолюции особо отметил активную деятельность ленинградской организации Союза архитекторов, сумевшей в труднейших условиях города-фронта сплотить архитекторские силы и мобилизовать их на работу по обороне города и охране его замечательных архитектурных ценностей.
Мы пережили суровое время. Коллектив ленинградских архитекторов вместе со своим любимым городом, вместе со всей страной перенес тяжелые испытания, но благодаря вниманию к его работе со стороны Городского комитета ВКП (б) и Исполкома Ленинградского Городского Совета депутатов трудящихся эти тягчайшие испытания выдержал с честью.
Теперь перед нами поставлены новые, совершенно исключительные по своему размаху и масштабу задачи. Нам нужно в короткий срок восстановить в значительной степени израненный Ленинград и его разрушенную область. Эти задачи являются основными на ближайшее время и им должны быть подчинены все наши усилия.
Секретарь Областного и Городского комитетов ВКП (б) т. Кузнецов А. А. на торжественном заседании, посвященном вручению Ленинграду Ордена Ленина сказал: «Приложим все наши силы, всё наше умение для того, чтобы сделать Ленинград еще величественнее и краше. Мы это сделаем, на то мы и ленинградцы, у которых слово никогда не расходилось с делом».
Восстанавливать Ленинград дело очень ответственное.
Мы должны не только восстановить его градостроительную культуру, мы обязаны поднять ее на более высокий уровень. Наша задача не только воссоздать в прежнем блеске разрушенные гениальные творения Захарова, Росси, Воронихина, Растрелли, Старова, Кваренги и других замечательных зодчих нашей архитектуры, но мы должны впитать их мастерство, овладеть градостроительными традициями Ленинграда и работать в профессиональном отношении лучше, чем работали великие зодчие, ибо нам предстоит создать более монументальные, более сильные архитектурные образы, достойно отражающие небывалые в истории человечества героические события.
Если победоносное окончание Отечественной войны 1812 года было отмечено созданием стиля ампир, нашедшего глубокое отражение в нашей русской архитектуре, то какое отображение должно найти событие большего исторического значения а масштаба, потребовавшее колоссального напряжения жизненных сил народа — победное шествие наших армий и полнейший разгром врага в настоящей Великой Отечественной войне? Как должна быть отображена героика наших дней в архитектуре?
Решить эти вопросы должна помочь творческая организация архитекторов.
Союз советских архитекторов в условиях мирного времени всегда стремился сочетать творческие вопросы с их практической основой, стремился не только подводить итоги своей деятельности, но всегда намечал перспективы ее дальнейшего развития. В настоящее время перед нами сложная задача сочетать повседневную напряженную работу по восстановлению нашего города и нашей области с решением, целого ряда актуальнейших, принципиальных проблем советской архитектуры.
Получив право строить на улицах великого города, надо чрезвычайно бережно относиться ко всему тому, что имеет архитектурную и историческую ценность.
Творческая преемственность, а не поверхностное стилевое копирование, должно лежать в основе нашего искусства. В связи с этим возникает другой не менее важный вопрос: как мы понимаем традиции в архитектуре?
Если мы проанализируем градостроительную композиционную схему Ленинграда, то выявим в ней целый ряд характерных принципов, ставших традиционными для нашего города.
Усвоение этих традиций, заключенных в градостроительной сущности города и последовательно проводившихся поколениями великих зодчих, создавших Ленинград, — задача каждого члена Союза советских архитекторов и в первую очередь тех, кто призван строить на улицах нашего любимого города.
Не менее существенным является правильное понимание модульности и масштабности. Это обстоятельство является особо важным при восстановительном строительстве, при осуществлении реконструктивных мероприятий в условиях исторически сложившейся застройки Ленинграда.
Развивая эти основные положения, заложенные в лучших произведениях русской архитектуры в Ленинграде, мы должны стремиться создать свою современную прогрессивную архитектуру.
Нам предстоит восстановить тысячи колхозов в нашей области, их нужно не просто восстановить, а создать вновь так, чтобы культура Ленинграда и его влияние чувствовалось в каждом уголке нашего колхозного села. Эту задачу мы должны поставить перед собой, и за ее решение нести моральную ответственность.
Необходимо создать такие типовые проекты, которые, отличаясь высоким архитектурным качеством, позволяли бы быстро и дешево осуществлять строительство колхозных сел. Здесь перед секцией сельского строительства нашего союза и товарищами, работающими по проектированию восстановления сел, огромные задачи. Они должны дать колхозам благоустроенное, комфортабельное, быстро и дешево осуществляемое село.
Решать задачу восстановления разрушенных городов и сел, значит - решать политическую задачу. Поэтому архитектор должен быть широко образованным человеком и, в первую очередь, иметь глубокую марксистско-ленинскую подготовку. Без этого немыслимо высокое качество создаваемых архитектором произведений, ибо архитектура всегда была глубоко проникновенным и, идейным искусством. Отсюда, как следствие, вытекает одна из важнейших и первостепенных задач, стоящих перед Союзом архитекторов, — непрерывное повышение идейно-политического уровня творческих работников архитектуры.
С созданием Комитета по делам Архитектуры при СНК СССР архитектура получила государственное значение, а архитектору предоставлена роль государственного деятеля. Изменялись и задачи Союза советских архитекторов; его роль, как творческой общественной организации, в значительной степени повысилась: он должен стать центром, где формируется общественное мнение по всем основным принципиальным вопросам советской архитектуры.
Необходимо по-новому поставить вопросы качества, вопросы профессионального мастерства, так как эти вопросы являются решающими в данное время, когда мы приступили к практическому решению больших принципиальных и градостроительных проблем, требующих полного напряжения творческих сил всего нашего коллектива.
У нас в последнее время принято судить об архитекторах по их проектам — это неправильно. Об архитекторе мы будем судить не по разработанному им проекту, а по выстроенному им зданию, ибо осуществление своих замыслов в натуре является конечной целью настоящего зодчего.
Необходимо, чтобы архитекторы добились такого положения, при котором восстанавливали бы в Ленинграде и в области так, как ими задумано и разработано в проектах. Нам нужны архитекторы — организаторы всех работ по сооружению, начиная от проекта и до полного осуществления его в натуре. Мы должны исключить понятие «проектировщик», у нас должно быть понятие архитектор-зодчий.
Поэтому одна из ближайших задач Союза советских архитекторов состоит в тщательном пересмотре кадров и оценке их творчества с точки зрения качества выстроенных ими сооружений.
Эти положения должны быть учтены и всей системой архитектурного образования, в которую следует внести соответствующие коррективы. Надо кончить готовить «мастеров проектировщиков», когда люди кончают архитектурный ВТУЗ, затем Академию Художеств в Ленинграде, затем аспирантуру в Академии Архитектуры в Москве, - после такого обучения, на склоне лет своих, действительно получаются «мастера проектировщики». Такое положение нельзя признать отвечающим требованиям стоящих перед нами задач.
Вопрос о кадрах в Ленинграде очень острый и, особенно, в отношении творческих работников архитектуры. Поэтому мы должны сделать все, чтобы помочь имеющейся у нас способной молодежи непрерывно повышать свое мастерство, повышать сбою творческую квалификацию.
Наша задача состоит в том, чтобы не останавливаясь на достигнутом, не допуская зазнайства в своих рядах, продолжать упорно работать над повышением культуры своего профессионального мастерства.
Партия и Правительство всегда оказывали архитекторам исключительное внимание. Это обязывает нас отдать все свои силы на восстановление нашей страны, нашего города.
Задача Союза советских архитекторов состоит в том, чтобы знать каждого архитектора и по его делам судить о достойности его быть членом творческой организации.
Воодушевленные беспримерными подвигами нашего народа-героя, мы должны сделать всё, что зависит от каждого из нас, чтобы быстрее залечить раны, нанесенные немецко-фашистскими варварами и превратить нашу любимую Родину в еще более прекрасную, цветущую страну.