Последнее обновление: 28.07.2016

Copyright © "Петербургский НИПИГрад"
2005-2010

КРЕСТ В АРМЕНИИ И КРЕСТ В РОССИИ

Думаю, никто не будет спорить, что главным из того общего, что есть у Армении и России, является христианское вероисповедание. Как известно, Армения первой в мире объявила христианство своей государственной религией – произошло это в 301 году. И хотя армянская и русская православная церкви имеют, каждая, свои особенности, тем не менее, символы христианства едины для всех христианских ветвей. И главный из них – крест.

Смею предположить, что одной из самых сильных ассоциаций, связанных с крестом, для армянина является хачкар («хач» по-армянски означает «крест», «кар» - «камень»). Очень дорога для армянского народа история крест-камня. Бережно хранит он эти удивительные памятники христианской культуры, разбросанные по всей армянской земле.

Для русского, для современного русского человека, слово крест, скорее всего, ассоциируется с самой церковью: с крестом на куполах храма, с крестом в руках священника. Между тем, до эпохи советского воинствующего атеизма, крестовая ассоциация, возможно, была другой. Дело в том, что в прежние времена так же, как хачкары по Армении, по всей Руси тоже широко распространялся главный символ христианства.

Эта статья о том, что объединяет и что отличает хачкары и русские православные кресты как материальные элементы христианского культа двух народов.

Как считают исследователи-искусствоведы, «генетически» хачкары восходят к крестам-монументам, сначала деревянным, а затем каменным, которые уже в IV веке водружались на столбы на месте разрушенных языческих святилищ. Точно так же более тысячи лет назад на русской земле стали устанавливаться монументальные кресты.



Первые кресты на Руси водружали святые апостолы, возвещая жителям о начале в их землях христианской проповеди. В частности, Нестор-летописец в «Повести временных лет» упоминает о водружении крестов святым апостолом Андреем Первозванным на Киевских горах, а также на Валааме. Примером миссионерского креста можно считать и крест святой равноапостольной княгини Ольги, вдовы князя Игоря, поставленный на берегу реки Великая вблизи Пскова (за 30 лет до Крещения Руси).

В лесной, «деревянной» Руси большинство крестов были деревянными, однако встречались и каменные. Именно высеченные из камня дошли до нас с тех дальних веков. Наиболее известные -- поклонный Боголюбовский крест (неподалеку от церкви Покрова на Нерли), Стерженский крест -- в истоках Волги и Лопастицкий крест, стоявший на берегу пролива, соединяющего два озера в Тверской области. Время их создания – XII век. Встречаются такие кресты и на Северо-Западе России.


Как армянские, так и русские кресты украшались резьбой и орнаментом.

Уже в V веке в Армении появились столбы и стелы с иконографическими барельефами – с изображением Христа, Богоматери, ветхозаветных сюжетов.


На русских крестах также вырезались иконы или лик распятого Спасителя. Такие кресты назывались «лицевые». Другие были «богоименными» - на них были вырезаны имена Божии и главные символы христианства.


Во времена арабского нашествия в Армении нещадно уничтожались памятники-стелы с изображением людей и святых. Изображать крест разрешалось. Кроме того, как пишет искусствовед А.А. Довлатбекян, «в Армении, в отличие от Византии, большое значение придавалось кресту, а не иконам и сюжетам из Ветхого и Нового заветов». Примерно с VIII века хачкар - как прямоугольная стела с крестом в орнаменте - стал наиболее распространенным видом памятника. Символ креста растворил в себе символику мирового древа.


Русские «лицевые» кресты не претерпели гонений.

Функциональное назначение армянских хачкаров и русских православных крестов, помимо религиозных целей, было сходным в своем разнообразии. Хачкары создавались и устанавливались в честь военных побед, для увековечения событий, имеющих историческое значение, по завершении строительства храмов, мостов и других сооружений, а также как пограничные и указательные знаки на границах поселений, на перекрестках и как обереги.


Среди русских поклонных крестов различают поклонные, обетные, придорожные, памятные, благодарственные, поминальные, охранительные. Встречаются даже маячные кресты (на Русском Севере поклонный крест служил навигационным знаком, нанесенным на лоцманские карты).


Кроме того, и хачкары, и сохранившиеся русские православные кресты являются памятниками письменности и истории, ибо часть из них имеет надписи, содержащие важные исторические сведения.

Некоторым хачкарам, как и некоторым русским православным крестам, народ и сегодня приписывает особые способности (исцелять недуги, предотвращать бедствия и т.д.) и устраивает к ним паломничества.

Первоначальные хачкары были просты, скромны. Сама форма камня и крест были единым целым. Армянский писатель и философ Рубен Ангаладян сравнивает первые хачкары с раннехристианскими храмами: «Церкви первых столетий христианства в Армении создали тот неповторимый органичный образ в системе Бог-человек-природа, который свойственен и первым хачкарам... Архитектоника этих церквей идеальна, пластика вбирала всю силу и смиренность верующего - ничего лишнего. Все подчинено духу, скромность - как высшая добродетель для творца. Безымянные мастера стояли в начале поиска гармонии. Так было с хачкаром…»

Постепенно, по мере того как христианство уже не боялось, что может быть свергнуто, а материальная жизнь улучшалась, стало появляться желание создавать богато орнаментированные хачкары. И «твердость и долговечность гранита или базальта в начале зарождения хачкара сменились мягким упорством и терпимостью туфа». Мастера-камнерезы стали варьировать на хачкарах форму и пропорции креста, украшать барельефом сам крест, усложняли орнаментальность и усиливали насыщенность декора, отыскивали новые композиционные решения.

Представляется, что именно с этого момента значительная схожесть армянского и русского крестового символа христианства исчезает. Развитие хачкаров с этой «точки» активно пошло в сторону искусства. И, постепенно усложняясь, это искусство достигло таких высот, что справедливо стало сравниваться с ювелирным.

При этом, однако, как пишет Р. Ангаладян, «красота великолепных орнаментов разрушала внутреннюю силу ранних хачкаров, становясь важнейшим фактором развития этого декоративного жанра в скульптуре. Теперь стилевые решения превалируют над содержательной частью».

Хачкары XII-XIII веков стали выражением окончательно сформировавшегося художественного мышления. В последующие столетия искусство хачкаров продолжало развиваться, хотя, по общему убеждению, высокохудожественный уровень хачкаров XII-XIII веков так и остался непревзойденным.


Хачкар - исключительное явление в армянской культуре. Еще раз приведу слова Рубена Ангаладяна: «…они излучают свет высокого понимания роли традиции в нашей жизни. Ибо трудно и подумать, где мы с такой последовательностью отстаиваем интересы памяти и глубокого понимания последовательности родовой жизни как не в хачкаре».

Остается добавить, что благодаря своей исключительной художественности и национальной окрашенности хачкары являются составной частью сокровищницы мирового искусства.

Русский православный крест крест не стал произведением искусства. Он оставил за собой главную культово-религиозную функцию – служить верующим местом для молитвы, напоминанием всем проходящим и проезжающим о необходимости покаяния, нравственного очищения, жития по законам добра и любви к ближним.

Русские поклонные кресты чаще всего воздвигали восьмиконечные (как правило, высокие – до 9–10 м). Иногда – четырехконечные, иногда – трехчастные («голгофские»), – к ним по большим праздникам люди шли крестным ходом для молитвы и поклонения.

Кресты во множестве ставились по всей России. Особенно выделялся XVII век - эпоха подъема духовной жизни. Именно во времена царя Алексея Михайловича появляются «голгофские» кресты, исполненные «мерою и подобием Креста Христова».

Кресты, поставленные по обету историческими личностями, сохранялись народом особенно бережно. Так, известна история креста, установленного царем Петром I в 1694 году в Унской губе Белого моря в память о его чудесном спасении во время сильнейшей бури. Царь Петр, как гласит надпись на кресте, «святый крест деревянный, видением четвероконечный сам своими руками содела и нес из монастыря на раменах [плечах] своих со всем синклитом до места, идеже присташа первее (где впервые пристал) к берегу, и постави его на месте том, и подписа разными письмены на Голландском языке, своими же руками».


Традиция воздвижения поклонных крестов, прерванная в советское время, активно возрождается по всей России – от Соловков до самых южных окраин, от западных границ до Дальнего Востока). Самый большой из поклонных крестов (17-метровой высоты, изготовленный на Соловках) был установлен в 2007 году в Москве, в Бутово - на бывшем полигоне НКВД, месте расстрела более 20 тысяч жертв сталинских репрессий.

Есть поклонные кресты и в Петербурге (у Финляндского вокзала, на Пулковских высотах и т.д.).