Последнее обновление: 28.07.2016

Copyright © "Петербургский НИПИГрад"
2005-2010

К главной странице

Выступление Генерального директора
ЗАО «Петербургский НИПИград» В.Ф. Назарова на заседании Правительства
Санкт-Петербурга 18.01.05 г.

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Правительства!

Очень подробно рассказать о Генеральном плане у меня не получится - времени не хватит. Смогу остановиться только на самом главном.

Новый Генеральный план учитывает три морфологических особенности Санкт-Петербурга.

Первая.Петербург - это не просто город, это мегаполис – совокупность населенных мест различного масштаба и характера - обладающий большим, даже избыточным территориальным ресурсом (территория Петербурга в 1,5 раза больше чем территория Москвы, а население почти в 2 раза меньше). В связи с этим всю территорию Санкт-Петербурга использовать только под городские функции невозможно, да в этом и нет необходимости. В пределах города должны остаться леса и сельскохозяйственные угодья. Это позволяет сохранить исторически сложившуюся пространственную структуру мегаполиса – предотвратить слияние поселений в неструктурированную массу.

Генеральный план предусматривает сохранение между поселениями пространств, свободных от застройки – это Ораниенбаумский лесопарк, лесной массив у платформы Красные зори, Шунгеровский лесопарк, рекреационная зона у устья реки Славянки, Северо-Приморский лесопарк, леса Сестрорецкого лесничества, и, наконец, свободное пространство перед Пулковскими высотами, в настоящее время занятое сельскохозяйственными угодьями.

Вторая.Петербург – приморский город. Во всех генеральных планах тема «город и море» была основной. И в этом Генеральном плане эта тема занимает важное место. Новый Генеральный план предусматривает дальнейшее активное освоение мелководий Финского залива. Создается «ожерелье» селитебных и рекреационных зон и портовых комплексов, соединенных Западным скоростным диаметром. Это спортивно-рекреационная зона на оконечности Крестовского острова, новый пассажирский терминал на Васильевском острове с примыкающими к нему общественно-деловыми и жилыми районами, создаваемый остров-сити на Синефлагской отмели, портовый комплекс на Канонерском острове и Приморский Юго-западный жилой район на намывных территориях, частью которого является «Балтийская жемчужина».

Третья. Петербург в целом является памятником градостроительного искусства. В нем ценностью являются не только отдельные памятники, а их более 6 тысяч, но и вся градостроительная система в целом. Задача сохранения облика Санкт-Петербурга в процессе развития всегда была ключевой. Такой она является и сейчас.

Теперь - о размещении функциональных зон

Жилые зоны

По расчету, общая площадь жилых территорий должна увеличиться на 60%.

И это при том, что предусматривается также прирост жилого фонда на уже сложившихся жилых территориях: в центральных районах Санкт-Петербурга (на 2,6 млн. кв. м общей площади) и в районах массовой крупнопанельной жилой застройки за счет реконструкции 6 млн. кв.м.

Генеральный план предусматривает формирование нескольких новых жилых районов. Основные из них:
  • район Конной Лахты
  • район дер. Каменки,
  • район «Северная долины»,
  • район проспекта Блюхера,
  • жилой район на бывших золоотвалах на Правом берегу реки Невы ,
  • жилой район на намывных территориях в Юго-западной части города,
  • жилой район западнее Сосновой поляны,
  • жилой район севернее города Пушкина.

Общественно-деловые зоны

Общественно-деловые зоны определяют структуру городского центра. Наряду с развитием существующего городского центра, в Генеральном плане создается полицентрическая система центральных мест Санкт-Петербурга. Для размещения общественно-деловых зон резервируется около 5 тыс. га. Прирост общественно-деловых зон происходит в результате замены промышленной функции на общественно-деловую и за счет строительства на свободных территориях. Потребность в общественно-деловых территориях определена с учетом опыта развития европейских городов.

В Генеральном плане предусматривается ряд новых специализированных общественно-деловых зон:
  • в районе Новоорловского лесопарка развивается научно-инновационный центр РАН;
  • южнее Пулковской обсерватории резервируются территории для выставочно-инновационного центра;
  • расширяется научный комплекс в Петродворце;
  • формируются новые коммерческие зоны на территориях, примыкающих к кольцевой автомагистрали на транспортных узлах при въезде в город и у станций метрополитена.

Производственные зоны

Всего в структуре городской застройки можно выделить 50 промышленных районов. Генплан предполагает дальнейшее развитие 16-ти крупных нежилых зон и создание 4-х новых нежилых зон.

При этом территории нежилых зон увеличиваются на 2 тыс. га. Это с учетом того, что четверть производственных территорий в центральных районах города преобразуется в общественно-деловые и жилые. В основном, это территории, примыкающие к берегам Невы и протоков ее дельты: берега Большой Невки от Сампсониевского моста до Кантемировского, берега Малой Невы от Тучкова моста к Финскому заливу, берега Большой Невы от моста Александра Невского до Володарского моста, а также берега малых рек: Карповки, Охты, Черной речки и Обводного канала. В результате этих преобразований коренным образом изменится облик центра Санкт-Петербурга.

Рекреационные зоны

Генеральным планом предусматривается увеличение рекреационных зон на 7 тыс. га за счет озеленения неиспользуемых городских территорий, сельскохозяйственных земель и активного вовлечения лесов в рекреационное использование. Генеральный план предусматривает увеличение территорий зеленых насаждений общего пользования до нормативного уровня: в центральных районах – 12,8 кв. м/чел, в периферийных – 16 кв. м/чел.;

Буквально несколько слов - о развитии инженерно-транспортной инфраструктуры.

Внешний транспортный комплекс, включающий воздушный, морской, речной, железнодорожный и автомобильный виды транспорта, является одной из важнейших составляющих социально-экономического развития, условием для вхождения Санкт-Петербурга в мировое экономическое сообщество. Генплан предполагает создание Петербургского мультимодального транспортного узла международного значения на основе комплексного развития всех видов транспорта и сопутствующего формирования терминального и складского хозяйства, а также систем информационного и телекоммуникационного сопровождения перевозок.

В основу пространственного каркаса Санкт-Петербурга положены три международных транспортных коридора, проходящие по его территории.

В связи со значительным ростом суммарного грузооборота внешних видов транспорта (в 2 раза к 2015 году) Генеральный план предусматривает резервирование территорий для
  • строительства кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга;
  • железнодорожного обхода города и выноса грузовой и сортировочной работы в периферийные зоны города;
  • развития новых портовых комплексов у корней дамбы в южном районе порта и на Канонерском острове;
  • строительства нового морского пассажирского терминала для круизных паромных сообщений и нового речного вокзала морских линий в западной части Васильевского острова на вновь создаваемых территориях, и памятуя о том, что театр начинается с вешалки, а город – с аэропорта, создание нового международного терминала «Пулково-3».

Основу городского пассажирского транспорта составляют скоростные виды рельсового транспорта: метрополитена, пригородно-городских железнодорожных линий, линий трамвая с ускоренным режимом движения и нового вида транспорта – наземного экспресса.

Создание такой системы позволит сократить затраты времени на трудовые поездки, снизить наполнения подвижного состава в часы пик.

Основной элемент этой системы – метрополитен. К 2015 голу предполагается увеличить протяженность его сети на 40 км. путем:
  • строительства Фрунзенского радиуса метро в район Купчино и нежылую зону Шушары
  • строительство участка кольцевой линии от ст. Выборгская до ст. Василеостровская;
  • строительство радиуса в юго-западную часть города до ул. Казакова;
  • продление линии в Северо-Приморском районе районе от ст. Старая Деревня в район Каменки;
  • ввод в эксплуатацию ст. «Адмиралтейская».

Для повышения роли железнодорожного транспорта в пассажирских перевозках предусмотрены работы по организации движения пассажирских электропоездов по Северному железнодолрожному полукольцу.

При уровне автомобилизации около 400 автомобилей на 1000 жителей город не может существовать без системы скоростных дорог и магистралей непрерывного движения. Генеральный план предусматривает:
  • завершение строительства кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга;
  • строительство западного скоростного диаметра от автодороги «Скандинавия» до Московского шоссе;
  • создание магистралей непрерывного движения с высокой пропускной способностью вокруг центральных районов города по: набережным Обводного канала, по правому берегу р. Невы и участку западного скоростного диаметра;
  • создание стоянок личных автомашин на периферии города и на въездах в центр
  • строительство новых транспортных переходов через Неву: в створе Б. Смоленского проспекта, Орловского тоннеля в створе Пискаревского проспекта; нового моста в створе 22-23 линии В.О.
  • реконструкция моста Лейтенанта Шмидта;
  • капитальный ремонт Дворцового моста;

В отношении инженерных систем Генеральный план предполагает, прежде всего, реконструкцию действующих систем с целью повышения надежности и качества обеспечения потребителей инженерными ресурсами - до уровня европейских стандартов с учетом внедрения ресурсосберегающих и природоохранных мероприятий.

Водоснабжение

К 2015 году предусмотрена реконструкция водопроводных станций для повышения надежности подачи и улучшения качества питьевой воды путем
  • строительства новых блоков очистки воды на Главной Северной и Южной водопроводных станций
  • строительства водовода от Северной водопроводной станции до Муринской насосной станции с ее реконструкцией;
  • реконструкции водопроводной станции в Корчмино.

Канализация

Основная задача в развитии системы канализации – это полное прекращение к 2015 году сброса в водоемы неочищенных сточных вод с переключением прямых выпусков сточных вод в систему водоотведения. Для этого необходимо:
  • завершить строительство I очереди юго-западных очистных сооружений;
  • построить Главный тоннельный коллектор северной части города (I и II пусковые комплексы); новые канализационные сооружения в г. Ломоносове;
  • реконструировать очистные сооружения в Сестрорецке, Зеленогорске, Колпино;
  • построить заводы по сжиганию осадка сточных вод на Северной станции аэрации и юго-западных очистных сооружениях.

Тепло и электроснабжение

Развитие систем тепло и электроснабжения связано с ростом тепловых и электрических нагрузок, обусловленных градостроительным развитием города.

Это реконструкция важнейших источников тепло- и электроснабжения ТЭЦ-4, ТЭЦ-7, ТЭЦ-14, ТЭЦ-15, ЭС-1, ЭС-2, ЭС-3;
  • расширение Северо-западной ТЭЦ;
  • расширение Южной ТЭЦ;
  • строительство новой ТЭЦ на Юго-западе города;
  • строительство новых электроподстанций 330 «Центральная» и «Ржевская»;
  • каблирование воздушных линий электропередач;
  • реконструкция ряда существующих и строительство новых электроподстанций 220 и 110 кВ;

Задача по санитарной очистке города включает в себя:
  • создание предприятий по переработке всей массы образующихся в городе коммунальных отходов,
  • прекращение захоронения необработанных твердых отходов.

Генплан предусматривает следующие мероприятия по инженерной подготовке:
  • защита территории города от морских нагонных наводнений;
  • образование новых территорий путем намыва и подсыпки акватории мелководья Финского залива;
  • строительство набережных и других берегоукрепительных сооружений;
  • освоение под застройку золоотвалов ТЭЦ, отвалов кембрийских глин, рекультивация полигонов складирования осадков очистных сооружений и городских свалок;
  • проведение инженерных мероприятий, связанных с высоким уровнем грунтовых вод.

Санкт-Петербург - самый северный город-«миллионник». Природный комплекс, в котором он развивается, очень хрупкий и требует к себе бережного отношения. Сохранение и воспроизводство природных ресурсов обеспечивает устойчивое развитие Санкт-Петербурга. В Генеральном плане выделяются зоны с особыми условиями использования территории по природно-экологическим требованиям.

Курортологические ресурсы Санкт-Петербурга связаны, в первую очередь, с северным побережьем Финского залива, лечебными грязями, морем и пляжами южной ориентации. На этом побережье Генплан устанавливает границы и режимы округов горно-санитарной охраны.

В границах Санкт-Петербурга имеются три заказника и четыре памятника природы общей площадью 2900 га. Генплан предлагает придать охранный статус еще 21-му природному комплексу, общая площадь которых 23500 га. В результате особо охраняемые природные территории займут 16% территории города, что соответствует аналогичным показателям в городах Скандинавии.

Санкт-Петербург по качеству окружающей среды стоит выше таких городов как Берлин, Мадрид, Стокгольм. Санитарное состояние Петербурга зависит, прежде всего, от состояния воды в Неве и акватории Финского залива. Для того чтобы вода была чистая, Генплан предусматривает
  • полное прекращение выпуска неочищенных сточных вод в Неву и ее протоки и Финский залив;
  • внедрение водосберегающих технологий;
  • благоустройство и озеленение водоохранных зон и всех рек и водоемов Санкт-Петербурга;
  • проведение дноочистительных и дноуглубительных работ установление границ зон охраны питьевого водоснабжения, в том числе подземных источников.

Для того чтобы обеспечить благоприятные условия жизни в городе, Генеральный план предусматривает:
  • реконструкцию либо ликвидацию расположенных в центральной части города промышленных предприятий;
  • перевод ТЭЦ и котельных на газовое топливо;
  • сокращение размеров санитарно-защитных зон;
  • ограничение въезда автомобилей в исторический центр города.