Последнее обновление: 28.07.2016

Copyright © "Петербургский НИПИГрад"
2005-2010

К главной странице

НАЗАРОВ О ГЕНПЛАНЕ ПОПУЛЯРНО

В отличие от социально-экономического планирования (в рамках городского или федерального бюджетного планирования), которое может отвечать на вопросы «что?» и «когда?», генеральный план отвечает на вопрос «где?». Например: если городское Правительство решает, что городу следует развивать метрополитен и планирует финансировать это строительство, то генплан уточняет территориально: где появятся новые линии и новые станции. Если Москва действительно решила отдать Петербургу некоторые столичные функции, то она должна об этом скорее сообщить – чтобы мы зарезервировали место для федеральных учреждений. Генплан – это предложение по использованию территорий. Мы говорим: здесь будет жилая зона, там – промышленность, тут – зона отдыха. И еще - как к этим территориям подвести дороги, воду, газ, канализацию.

Если в зоне, определенной в Генплане как жилая, уже есть промышленное предприятие, никто не скажет ему: «выметайся отсюда»! Но если промышленник захочет развиваться и станет претендовать на дополнительные площади, ему придется переселиться в промышленную зону…

Многие жители не понимают, что в Генплане НЕ решается судьба конкретных домов – это вопрос к последующим документам, которые будут разрабатываться на основе Генплана. Генплан – стратегический градостроительный документ. Самый главный документ градорегулирования – это Правила застройки. Регламент, который они устанавливают для разных территорий – это защита каждого собственника или арендатора от произвола коммерческих и прочих структур, а также от произвола чиновников. Регламент утверждается не Правительством города, а депутатами Законадательного Собрания, и все изменения в дальнейшем тоже придется проводить через Законадательное Собрание. Есть и еще одна очень важная задача: мы должны зарезервировать территории для общественных нужд – дорог, больничных комплексов, районных парков. Иначе потом земли придется выкупать. В свое время не сберегли территорию для будущей электроподстанции, которая должна была бы снабжать центр города - и теперь центр города трудно обеспечить электроэнергией.

При разработке Генплана возникало много спорных моментов - например, Обводный канал. Одни к нему относятся как к грязной промышленной зоне и предлагают отдать канал под строительство скоростной магистрали, которая «оттянет» транспорт от центра города. А другим Обводный канал нравится, и они предлагают вообще избавить его от промышленности. Но куда отводить транспорт? Словом, спорные моменты были.

Если сравнивать новый Генплан с предыдущими, то надо сказать, что у тех документов смысл был принципиально другой. Раньше деньги, которые зарабатывал город, все шли в центральный «мешок», а потом что-то нам возвращалось. И когда мы начинали разработку тех генпланов, руководители предприятий и отраслевых министерств должны были дать нам свои заявки, чтобы их учли в генплане. Если Совет министров СССР и ЦК КПСС наш генплан одобряли, тем самым они соглашались со всеми заявками и выделяли средства из бюджета страны. Но - если потом становилось очевидным, что, например, нужна дополнительная линия метро, а в генплане она не прописана – ни за что денег на нее не выделят.

Теперь генплан создается не для того, чтобы «выудить» у Москвы деньги, -- все равно финансы, в основном, будут местные, причем преимущественно частных инвесторов. Новый генплан делается, чтобы изменить инвестиционный климат, создать правовые условия для строительной деятельности, не обидеть никого. Чтобы все знали, куда мы идем. А «идеология» нового Генплана такая: «Петербург – открытый европейский город». Если хотим активно взаимодействовать с европейским сообществом, все наши структуры должны быть понятны и удобны любому европейцу. Вот он приехал: туалет такой же, гостиница стоит примерно столько же…

Для современного Петербурга, для нового Генплана это действительно новая позиция. Если кто помнит имя Григория Васильевича Романова, то вот при нем как раз стоял вопрос о том, чтобы сделать Ленинград закрытым. Настолько здесь был развит военно-оборонный комплекс, что трудно было оградить его от внимания иностранцев. «Закрытию» города помешало одно: мировая известность наших музеев. Как это – не пустить иностранцев в Эрмитаж?! Да мировое сообщество такой шум поднимет! Тогда было даже предложение перевести Эрмитаж в Москву -- построить залы, развесить картины… Сегодня мы говорим о том, что в Петербурге должны быть созданы условия, чтобы здесь мог поселиться, работать и учиться любой, откуда бы он ни приехал – из Вены или из Сыктывкара.

Важно понимать, что в настоящее время Петербург нуждается в притоке населения извне. Собственное население города себя уже не воспроизводит. Надо привлечь сюда не только инвестиции, но и людей. Исходя из этой идеи, мы сравнивали Петербург с другими городами – прежде всего с европейскими: по уровню обеспеченности жильем, по потреблению электроэнергии, по соотношению жилых, промышленных и рекреационных зон, по соотношению индивидуального и многоэтажного жилья. И понимали, в каком направлении нужно двигаться. А если наши вузы будут давать образование международного образца, а медобслуживание разовьется до европейского уровня…